Кто первым поднялся на гору Эверест

Высочайшая из вершин и пиков, самая высокая часть земной поверхности - гора Эверест. Это официальное название присвоено ей в честь майора Джорджа Эвереста, начальника топографической службы Индии, по другим источникам он был губернатором. Как ни странно, сей джентльмен ничем выдающимся не отличился, просто был высокопоставленным чиновником, однако, гора  названа в его честь.

Хорошо, наверно, быть начальником и при этом оказаться в нужное время, в нужном месте. Это весьма символизирует, что самая высокая точка нашей планеты носит имя какого-то ловкача… Факт, что этот пик с высотой 8848 метров, является самой высокой точкой планеты, был зафиксирован англичанами в 1852 году, в тот момент официально гора именовалась как «пик XV», уже позднее она была переименована в гору Эверест.

Разумеется, столь выдающееся (в буквальном смысле) место имело и другие названия. Джомолунгма, так называют эту гору в Тибете, что означает «Богиня - мать мира». В соседнем Непале эта гора известна как - Сагарматха  «Властелин неба».  Ещё одно интересное название звучит как - Чомо-Канкар «Царица снежной белизны»… Мне думается, что названий у этой горы есть ещё множество, как у любого значимого места, но наиболее распространенными таки будут Эверест и Джомолунгма.

Кто первым поднялся на гору Эверест

Как бы гора не называлась, впервые на её вершину люди поднялись 29 мая 1953 года. Этими людьми были Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей. Конечно, вдвоем они оказались лишь на последнем этапе. А в целом это была большая экспедиция, около четыреста человек, значительную часть из этого числа составили носильщики из народа шерпов. Экспедиция была организована Английским географическим обществом совместно с Гималайским комитетом Королевского альпинистского клуба. В финальный лагерь на высоту 7890  метров из всей экспедиции отправилась группа из 12 альпинистов и 36 носильщиков-шерпов. Шерпами руководил Тенцинг Норгей, а всей экспедицией полковник Джон Хант.

Джон Хант не был столь известным альпинистом, но был прекрасным организатором и психологом, понимающим поведение людей в экстремальных условиях. Именно он обратил внимание на сильную связку - Хиллари и Тенцинг. Хотя Хиллари изначально хотел быть в связке со своим другом Джорджем Лоу, но Хант настоял на том, чтобы Хиллари шёл с опытным Тенцигом. Возможно, это и стало ключевым фактором успеха экспедиции.  Это подтверждается тем, что параллельно с ними, на день раньше вышла другая связка  альпинистов Чарльза Эванса и Тома Бурдиллиона. Они должны были выйти на основную вершину через южную седловину, но им это не удалось.

Эванс и Бурдиллион  смогли достичь Южной вершины, высота которой 8765 метров, но чтобы подняться на основную вершину было уже слишком поздно и вдобавок, кислородный баллон Эванса пришёл в негодность. Бурдиллион настаивал на продолжении, так как оставалось совсем немного, но Эванс как старший по связке решил, что они возвращаются. Скорее всего, это спасло их от неминуемой гибели. Во время спуска они еле шли от усталости, постоянно падая, даже в какой-то момент сорвались и покатились по склону, Бурдиллиону удалось задержать их падение ледорубом.

Хиллари и Тенцинг вместе с Грегори Лоу и шерпом Анг Ньима поднялись до высоты 8494 метров и поставили палатку, потом Грегори Лоу и Анг Ньима спустились вниз. Двое восходителей остались одни. Встали рано утром 29 мая, позавтракали и в 6.30 пошли на штурм. Погода была ясная, ветер слабый, мороз 25 °C. К 9 часам достигли Южной вершины. Оставшиеся три километра стали настоящим испытанием, особенно из-за отвесной стены с карнизом льда, куда им удалось забраться ценной немалых усилий.

Кто первым поднялся на гору Эверест

Наконец, в 11 часов 30 минут  они достигли самой высокой точки планеты. Они обнялись, пожали друг другу руки и от избытка чувств, стали стучать друг друга по спине. Пробыв на вершине всего 15 минут, они сделали несколько фотографий, не забыв воткнуть в снег флаги Англии, Непала и ООН. Ещё Хиллари, выполняя просьбу Ханта, оставил распятье, а Тенцинг, по буддийскому обычаю – печенье и конфеты. И уже после всего этого они начали спуск.

Когда кто-то спросил, кто же первый вступил на Эверест, Тенцинг сказал: «Отвечу не ради себя и не ради Хиллари, а ради Эвереста и ради будущих поколений. Немного не доходя до вершины, мы с Хиллари остановились. Мы глянули вверх, пошли дальше. Нас соединяла верёвка длиной около 10 метров, однако я держал большую её часть смотанной в руке, так что нас разделяло не более двух метров. Я не думал о „первом“ и „втором“, в связке это абсурдно… Мы шли медленно, но верно. И вот мы достигли вершины. Хиллари ступил на неё первым, я за ним. Если это позор для меня, что я оказался на шаг позади Хиллари, - что ж, я буду жить с этим позором. Однако сам я это позором не считаю».

Тенцинг Норгей прозванный «тигром снегов» впоследствии стал национальным героем сразу двух стран Индии и Непала. Так как, хоть и родился в Непале, жил в Индии. Он считал себя и непальцем и индийцем. За восхождение на Эверест Тенцинг Норгей был награждён Непальской Звездой и наградой Великобритании - медалью Георга. Его почитали и с честью встречали главы государств и короли, простой народ слагал о нём песни и легенды. Но он так и остался скромным и великодушным человеком.

Новозеландец Эдмунд Хиллари ставший после восхождения самым знаменитым альпинистом мира, был возведен в рыцарское достоинство, Английской королевой Елизаветой ему был пожалован титул «сэра».  О себе и своём восхождении он высказывался весьма сдержано: «Я был всего лишь альпинистом скромных способностей, восторженным энтузиастом, искавшим трудностей. Мы не знали, может ли вообще человек достичь вершины горы Эверест. И даже кислородные маски не придавали нам уверенности».

Кто первым поднялся на гору Эверест
На фото слева на право Джон Хант, Тенцинг Ногрей и Эдмунд Хиллари. Вот такими были эти скромные парни сумевшие покорить третий полюс планеты и ставшие легендами альпинизма.