Одиночный поход по Оджукскому кольцу - рассказ

Рассказ - Одиночный поход по Оджукскому кольцу - Александр Машков
В горные походы люди обычно ходят группами, так веселей, да и безопасней. У этого "обычно" имеются исключения, существует такое понятие как одиночные походы. Бывает, что человек вынуждено оказывается один в горах, но это другое, я имею ввиду именно когда один в горах - сознательный выбор. Конкретные причины почему люди ходят по горам в одиночку всегда разные и такое явление относится ко всем видам горных походов. Есть даже альпинисты, восходящие на вершины в одиночку, это так называемые соло восхождения. И явление это далеко не новое, просто не особо распространённое. И вот, например, в советском прошлом, такой индивидуализм вообще не поощрялся, поэтому на западе это явление несёт более развитый характер.

Я отправился в свой одиночный поход скорее из любопытства, пресловутое "проверить себя" тут тоже не особо подходит. Так как маршрут выбрал по очень знакомому ущелью, оно начинается от дороги, всего лишь в двадцати пяти километрах от города. Места обжитые, в начале ущелья у дороги посёлок и вдоль всего ущелья встречаются различные хозяйства, типа огородов, летовок. Часто встречаются и местные жители, но чем дальше уходишь вглубь ущелья, тем, конечно же, меньше. В горах я неоднократно бывал один, но недалеко и без ночёвки, в походах на один день. С ночёвкой, конечно тоже ходил, но всегда с кем-то, группой или хотя бы вдвоём-троём. А вот чтобы один и с ночёвкой, до этого ещё ни разу.

Вот я и задумал этот поход, чтобы знакомое, относительно безопасное место, но в то же время подальше от людей и цивилизации. Главное, чтобы переночевать одному в горах. Пока собирался и шёл до первой ночёвки, раздумывал над таким фактом. Вот объективно то вроде и нет никакой опасности, недалеко от города, людей нет, зверь пуганный и сам сторонится человека. Но субъективно, как-то не по себе, в первый раз, тем более. Какой-то иррациональный страх присутствует, и как не пытаешься мыслить здраво, всё равно что-то постоянно подтачивает уверенность и лезут всякие нехорошие мысли.

Но не буду забегать вперёд, расскажу всё по порядку. Собирался на два дня и одну ночь, но вышло так, что ходил три дня и ночевал два раза. Продуктов взял с запасом, так что получилось даже лучше, чем ожидал. Утром первого дня не торопясь оделся, окончательно уложил всё в рюкзак. Сразу нашёлся и первый плюс одиночного похода, не надо было постоянно смотреть на часы боясь опоздать, либо прийти раньше. То есть, спокойно, без дёрганий собрался, добрался до загородных маршруток, доехал до посёлка и пройдя его, начал свой путь по ущелью Оджук.

Маршрут, по которому я отправился в поход, имеет свою историю. Это старый, давно забытый туристический маршрут, под названием "Оджукское кольцо". Из слова кольцо, в названии, видно, что, если идти по маршруту вернёшься туда откуда пришёл. Маршрут идёт таким образом: проходишь всё ущелье до перевала и попадаешь на плато; пройдя по плато пару километров, встречается другой перевал; по этому перевалу спускаешься в небольшое ущелье с притоком речки Оби-джук и по нему попадаешь снова в ущелье Оджук. Проложили его советские туристы ещё в 60-70 годах прошлого века.

На трассе, где-то на десять километров ближе к городу находилась турбаза "Варзоб", как тогда говорили, союзного значения. Вот оттуда гиды и инструкторы водили поэтому и многим другим маршрутам, туристов со всего советского союза, вплоть до тех пор, пока этот союз не развалился. Нынешний ренессанс туризма, этих мест не коснулся, теперь по здешним тропам ходят только местные жители, а по старым маршрутам перегоняют стада. Разумеется, их там всегда перегоняли, просто раньше здесь можно было ещё и туристов встретить.

Само ущелье Оджук, имеет протяжённость около двадцати четырёх километров. Своё название ущелье переняло, видимо от местной речушки Оби-джук. Тропа идёт вдоль этой речки, из-за особенностей рельефа, постоянно переходя с берега на берег. От этого у этого ущелья есть ещё одно название "Ущелье семи мостов". Но, это мне не совсем понятно. Во-первых, через речку перекинуты скорее мостики, чем "мосты". Во-вторых, мостиков этих десять, в чём я убедился лично. Хотя, возможно раньше, их действительно было семь.

Место где я ориентировочно предполагал остановится на ночь, находится на высоте 2300-2400 метров над уровнем моря. Тропа до этого места идёт по ущелью без перепадов, так что набор высоты плавный. Просто идёшь вдоль речки и в течении дня замечаешь небольшие изменения вокруг себя связанные с повышением высоты. Если в начале ущелья деревья и кустарники такие же как в городе, то с полтора тысячи метров начинает встречается арча, берёза, грецкий орех.

С орехами интересно, они обычно растут вдоль реки и как бы бесхозные, но как оказалось это не так. Если просто идти и походу собирать павшие орехи никто ничего не скажет, а вот если начать сбивать и собирать, то может появится и хозяин дерева, в засаде они там сидят что ли. Я как раз через орешник проходил, в котором решил отдохнуть заодно орехов пособирал немного, уже уходит собирался смотрю парень какой-то идёт, орешник находился не на тропе, значит шёл явно ко мне. Но он за орехи ничего не сказал, по мне было видно, что я не промышлять орехами пришёл, а просто турист.

Немного поболтали, потом вместе пошли дальше, говорит коровы что-то долго нет, нужно пойти посмотреть. Прошёл со мной где-то километр полтора, потом ориентируясь по следам, свернул в небольшое боковое ущелье, говорит туда ушла корова. Как раз перед встречей с ним, на реке прошёл мимо места где валялась ещё свежая разодранная туша коровы. Спросил его, нет это не моя, говорит, от болезни пала. "Почему разодранная?", "Ночью волки или медведь приходили". И говорит, если просто корову оставить на ночь, то тоже могут завалить, не обязательно, но вполне вероятно. На всякий случай спросил: "А на людей не нападают?", говорит: "Нет, как запах человека почуют, сразу уходят".

Распрощавшись с ним, я пошёл дальше, часто снова попадая в орешники, в итоге орехов набрал два полных пакета. В самой глубине ущелья, дошёл до десятого мостика, но его самого не было, вместо него было перекинуто бревно. Пару месяцев назад прошли ливни, а с ними и сель, все мостики посмывало. На обратном пути застал ремонт восьмого мостика, до этого ещё очередь не скоро дойдёт. Но как бы ни было для истории, место десятого мостика стоило запечатлеть на фото, от мостика остались только опоры по берегам. Раньше я здесь ещё не бывал, слишком уж протяжённое ущелье и этих мест можно достигнуть только если с ночёвкой идти.

И вот значит стою фотографирую этот разрушенный мостик, а сзади ещё один местный не слышно подошёл, даже напугал немного. Смотрю, ну конечно, он в галошах, поэтому я его не услышал, то есть он не подкрадывался, а просто шёл по тропе, я как раз на ней стоял. С обувью, кстати, такая особенность, помню, как сам выбирал обувь для походов, да и все, кого я знаю, из тех, кто в горы ходит, хоть в какой-то мере этим озабочены. А вот местным жителям такие проблемы побоку, кого из них не встретишь, все в чём попало, в тапочках, в галошах, в резиновых сапогах, даже в кроссовках редко кого встретишь, не говоря уже о ботинках.

Помимо галош, ещё в этом парне было необычно то, что на спине у него был не рюкзак, а ящик. Обыкновенный ящик из двп, с рейками по краям, похож на посылочный, только большой. Перевязанный толстой верёвкой, эти же верёвка служат, как лямки рюкзака. Я вида не подал, сначала подумал, ну мало ли, может ему такой "рюкзак" нравится и ничего не стал спрашивать. Хотя, в ящике было что-то смутно знакомое и только потом рассмотрел, что в руках у него дымарь, который используют пчеловоды. И тут до меня дошло он бортник, собирает мёд диких пчёл, поэтому с ящиком ходит, чтобы соты туда складывать, тут уже решил поинтересоваться, он подтвердил.

Ещё стал у него расспрашивать о дороге, потому что уже находился в местах, где раньше не бывал. Примерно конечно знал, изучив всё досконально, через Гугл и топографические карты. Но спросить не помешает и это оказалось хорошей идеей. Если бы не спросил, повернул бы не туда, точнее не повернул, а пошёл бы прямо. Со временем бы понял, что не туда иду, пришлось бы, вернутся, как раз обратно к мостику, а время то, скоро вечер, ещё лагерь установить, дров собрать, ужин приготовить. То есть, очень вовремя встретился этот бортник.

Вместе мы ещё прошли километра четыре, до его стоянки, разговорились. Он житель посёлка, а тут в ущелье у них участок, то есть, местные власти распределяют участки ущелья и сдают, типа в аренду. Они добывают с этого участка ягоды, орехи, яблоки, мёд тоже, как оказалось, и много ещё чего, что-то для себя, что-то на продажу. Такое вот хозяйство, с учётом местных особенностей. По дороге встретился ещё один парень с двумя осликами, его брат, шёл из посёлка и вёл осликов, видимо забрать что-нибудь, я за это не стал расспрашивать. Интересовался больше местными тропами, потому что Гугл-карты — это конечно хорошо, но в реальности всё выглядит немного по-другому и легко можно заплутать.

Парни предлагали остановится у них на стоянке, как раз мы к ней подошли. Но до конца ущелья было ещё несколько километров, и я отказался, верней использовал это как предлог, чтобы отказаться. Иначе вся идея с одиночным походом теряла смысл. Но и подойти ближе к перевалу, тоже неплохо, чтобы утром встать и сразу с утра подняться на перевал, а не идти ещё эти несколько километров по ущелью. Всё что можно сделать сегодня, надо делать сегодня, я так думаю.

Когда стал отказывается, парни стали страху на меня нагонять, дескать, одному в горах опасно, тут медведи, видишь вот следы, а вот тут кусты поломаны, это всё он - медведь. Ещё есть волки и много ещё чего тут есть, а у нас тут безопасно, поужинаем, посидим, поболтаем. Видимо сильно хотели, чтобы я у них погостил, в горах вообще, очень гостеприимный народ живёт. Я их послушал, ещё раз поблагодарил за гостеприимство, вежливо, но твёрдо отказался и пошёл дальше по ущелью. Ну не будешь же, каждому встречному поперечному объяснять свои мотивы. Иду дальше и думаю, мне и без того не по себе, а они ещё тут жути нагоняют.

Но, как бы не было, я считаю, страшно это хорошо. Страх мобилизует, выполняет роль сигнальной системы. В обычной жизни, привычной и комфортной обстановке сознание как бы засыпает и многие вещи мы делаем просто на автомате. Этот сон может продлится всю жизнь, если периодически не встряхивать себя, покидая свою зону комфорта. И в этом случае страх показывает куда идти, направление, путь где мы можем встретится с ним лицом к лицу. Преодолеть его и в конечном итоге стать сильней. Сокровища всегда скрыты в самых тёмных уголках и чем глубже копаешь, тем больше их найдёшь.

Пройдя эти оставшиеся пару километров, стал искать место для лагеря. Очень быстро такое место нашлось, видимо тоже чья-то стоянка была, как у тех парней, а может даже и их, прошлогодняя, например. Прямо у арчевой рощи, небольшая полянка, под палатку выровнено место, несколько кострищ, немного дров. Быстро поставил палатку и пока не стемнело, стал набирать ещё дров. Закончил уже в темноте, развёл костёр и занялся приготовлением ужина. При свете костра уже переоделся, всё разложил и в каком-то приподнятом настроении, от того, что всё удачно сложилось сел ужинать.

Дров набрал очень много, поэтому развел большой костёр, настроение приподнятое, за суетой как-то отвлёкся. Но, в глубине так и мелькают, какие-то малодушные мыслишки. Эти мысли прорывались на фоне этой приподнятости, но пока сидел успокоился, расслабился и постарался взять мысли под контроль. На самом деле, это оказалось довольно просто, огляделся, подумал: "Вот здесь и сейчас есть какая-то опасность - нет, кто-то или что-то нападает - тоже нет", просто зафиксировал это состояние и стал по возможности постоянно в нём пребывать не о чём не думая. То на чём осознано фиксируешь своё внимание, обычно имеет тенденцию к расширению.

Уже поужинав, просто сидел и смотрел на костёр, накатило какое-то умиротворение. Тишина, только костёр потрескивает и внизу глухо журчит речка, которая тут уже больше на ручей похожа. Луна ещё не взошла, но темно не было, весь небосвод был усыпан неправдоподобно крупными сияющими звёздами. Лёгкий ветерок приносил пьянящий горный воздух с ароматом арчи и трав. Сознание находясь здесь и сейчас, исподволь вбирая в себя всё это великолепие расширилось на всё видимое пространство. Такое с трудом могло произойти если бы я был с кем-то, внимание бы сосредотачивалось на собеседниках, а окружающая обстановка была бы лишь фоном, а не частью меня как сейчас.

Мелькнула радостная мысль, что не прояви я настойчивость в желании пойти в этот поход или останься я с парнями на их стоянке, малодушие могло бы лишить меня всего этого волшебства. Но лишь мелькнула, не запустив при этом обычного внутреннего бормотания. В горах из-за меньшего количества кислорода, медитативное состояние возникает естественно, без принуждения, особенно если есть привычка к нему. От этого вечер затянулся, двигаться и что-то ещё делать не хотелось, сказывался дневной переход. Поэтому я просто сидел и наслаждался вечером, лишь изредка подкидывая дров в костёр.

Через пару часов ветер посвежел, всё-таки уже осень, и я стал готовится ко сну. Собрал оставшиеся вещи, сложил в палатку, в костёр положил толстое бревно, чтобы тлело до утра. Не боятся, это конечно хорошо, но и глупить не стоит, костёр в любом случае отпугнёт непрошеных гостей, в смысле животных. Залез в палатку, забрался в спальник и заснул как младенец. Вставал лишь раз за ночь, проснулся от того что вроде как посветлело, глянул на часы, два утра, явно не рассвет. Вылез из палатки, оказалось взошла луна, полнолуние, светло как днём.

Утром моё пробуждение было отмечено необычайным душевным подъёмом, ощущением, некой победы над собой. Возможно, таких ночей в моей жизни, когда я буду один в горах, больше не будет, возможно их будет сотни, но эта ночь навсегда останется особенной. Не смотря на страхи и сомнения, я принял осознанное решение и осуществил его, преодолев очередной психологический барьер. Преодоление, в данном случае, есть разрушение этих невидимых барьеров, которые разделяют нас с самим собой и разобщают с окружающим миром.

Во время завтрака стали слышны какие-то крики, так местные обычно перекрикиваются если находятся на отдалении друг от друга. Сначала я не обращал внимания, потому что они слышались откуда-то издалека, но со временем обратил внимание, что эти крики приближаются. Ещё думаю, что это они, ходят и орут что ли. Но всё оказалось проще, это гнали стадо, бараны, козы. Сперва мимо меня пробежали с озабоченным видом, очень серьёзные собаки, внимательно меня оглядели и побежали дальше, за ними потянулось стадо. Потом пришли и чабаны, двое просто поздоровались и прошли, а один видимо старший остановился, мы с ним немного поговорили. Они как раз пришли с перевала, на который я собрался подняться.

Свернул лагерь и отправился в путь, сразу от моей стоянки уже начинался подъём к перевалу. Сначала плавный, постепенно становясь всё круче. До седла перевала, на подъём прошёл ещё несколько километров, хорошая такая получилась зарядка с утра. Откровенно говоря, подъём оказался не очень лёгким для меня. Не знаю, что сказалось, вчерашний переход или стала уже давить высота, или скорее, сочетание этих факторов, поднимался тяжело. Но, как бы ни было, через пару часов, мучения закончились, я поднялся на перевал. От перевала не стал идти прямо по тропе, а пошёл налево к краю плато, чтобы пофотографировать оттуда.

Это решение значительно удлинило моё пребывание в походе. Понятно, что сделал небольшой крюк, но не это сказалось, а то что край плато похож на американские горки. То есть, так и шёл по краю вверх-вниз, верх-вниз, в итоге, когда подошёл к следующему перевалу, сил чтобы подняться на него просто не осталось. На перевал вёл затяжной подъём, интересная особенность этого перевала в том, что проход по нему идёт через вершину, с двух сторон этот путь ограничен обрывами в ущелье. Но в тот момент я этого ещё не знал и поэтому не стал подниматься, а решил обойти, заодно и место для стоянки поискать, уже становилось понятно, что меня ждёт ещё одна ночь в горах.

Обойдя гору с перевалом, увидел с другой стороны ещё одно ущелье, но на перевал всё равно не стал подниматься. Кончилась вода, на перевале и дальше воды не будет, соответственно путь оставался один, спустится в ущелье, где внизу виднелся родник. Это было серьёзное приключение, до воды пришлось часа два-три спускаться. Потом, пока отпивался, набирал воды и поднимался на другой склон ущелья, солнце уже село. Но это не было проблемой, остановится на ночь решил прямо на хребте, который тянется от горы с перевалом. На верху, сначала в сумерках, а потом при свете звёзд всё было отчётливо видно, к тому же костёр развёл. Но ужин не стал готовить, попил чаю с орехами.

Эта ночь уже не вызывала никаких сомнений или страхов, всё равно, как если бы, я был не один. Ещё раз себе подтвердил, что Рубикон пройден, как говорится. Пока суетился, ставил палатку и грел воду для чая, особо по сторонам не глядел. Но вот наконец сел, наколол орехов побольше, заварил чай и стал обозревать окрестности. Вокруг было невероятно красиво, находился теперь повыше и звёзд казалось ещё больше. В какую сторону не глянешь тянутся горы, хорошо видимые в какой-то мягкой подсветке, да, "высоко сижу, далеко гляжу". Ветер здесь уже покрепче, дует с постоянной скоростью, от чего слышно трепыхание палатки, что добавляло какой-то атмосферности окружающей обстановке.

В горах, действительно, любой вечер по-своему особенный, и не важно, один ты или с попутчиками. В походе с товарищами, тоже свои большие плюсы, вот так присесть у костерка, все эти разговоры, туристические байки, рассказы бывалых. И вся это задушевность на фоне огромных звёзд, потрескивания костра, приглушённых звуков и хочется, чтобы вечер не кончался. Такое единение с природой, не способен заменить, какой-либо суррогат впечатлений от просмотра телевизора или, например, блуждания по сети. Но, я в этот вечер, засиживаться не стал, сказывалась усталость, убрал вещи и полез в палатку спать.

Проснулся до восхода солнца, ещё одно чудесное утро. Вылез из палатки и с полчаса просто сидел и смотрел по сторонам. Описать состояние трудно, какая-то умиротворённая ясность, без мыслей, без оценок, так бы сидел и сидел. Но, тут проснулся разум: "Эй, а на перевале то ещё не были ..." и разрушил очарование этого утра. Сложил все вещи в палатку, не став завтракать, по холодку отправился на перевал. Поднялся, осмотрелся, для обзора сделал фото перевала, вершины горы и окрестностей. Спустившись обратно, собрал палатку, упаковал вещи и по хорошо нахоженной тропе отправился вниз.

Спуск с перевала занял четыре часа, наконец, пройдя по боковому ущелью, добрался до речки, идущей по ущелью Оджуку. Теперь, с уверенностью можно было констатировать, что Оджукское кольцо замкнулось. А, собственно поход, прошёл замечательно и всё задуманное было выполнено в полном объёме. Осталось только пройти по этому ущелью до дороги, ведущей в город.

© Александр Машков, 2016 г.

P.S. Рассказ написан на основе похода откуда есть и фото-обзор: "Поход по Оджукскому кольцу"

Одиночный поход по Оджукскому кольцу - рассказ

Популярные сообщения