В поисках Гусгарфского водопада - рассказ

Рассказ - В поисках Гусгарфского водопада - Александр Машков
Ещё задолго до того, как я отправился в этот поход. Меня спрашивали, а ты на Гусгарфском водопаде был, нет отвечаю, а что за водопад. Далее, следовали разные описания, в целом, все сводилось к тому, что это большой водопад, около тридцати метров, так же именуемый "Пионерский". Решил надо сходить, но никак не мог найти попутчиков до туда. Вроде много людей ходит, но именно туда, не очень. Выспрашивал где конкретно находится водопад, объяснения какие-то путаные, короче там, через кишлак за подъёмом, ничего толком не поняв, решил отправится и найти его самостоятельно. Раз такой большой и знаменитый водопад, всяко отыщу, у местных поспрашиваю, если что.

В один из летних дней, взяв с собой кофе в термосе, набрав бутербродов, отправился искать этот водопад. Сначала всё складывалось удачно, доехал до нужного места, спросив у водителя загородной маршрутки, где нужно сходить. И последовал указаниям полученными ранее, водопад этот должен был находится за кишлаком, и далее за каким-то подъёмом. Кишлак находился не у дороги, а немного дальше по ущелью. У дороги расположились несколько зон отдыха, загородные клубы, огромные дачи местных нуворишей. Пройдя всё это хозяйство, через пару километров попал в кишлак Гусгарф.

В кишлаке у одного из местных спросил, как пройти к водопаду. Он пояснил, иди прямо по дороге, поднимешься, пройдёшь перевал, спустишься и будет тебе водопад. Так, думаю, про перевал я ещё не слышал, становилось понятно, что задача усложняется. Но делать нечего, пошёл дальше. Через некоторое время спросил у другого, уже в ином контексте, мол правильно ли я иду к водопаду, тот ещё больше туману напустил. Да, говорит, можно и так пройти, можно и налево повернуть и по реке пройти. Поблагодарил его и пошёл дальше, а сам думаю, ещё и налево какой-то поворот, но, если можно пройти прямо, пойду прямо.

Кишлак находится на склоне, поэтому подъём, собственно уже начался. За кишлаком, подъём стал круче, дорога превратилась в хорошо нахоженную тропу, значит не промахнусь и уверенно пошагал по этой тропе. Тем более что тропа шла вдоль реки, просто надо от неё не удалятся, тогда точно встречу этот водопад. Ещё ранее у разных людей несколько раз уточнял сколько по времени идти до водопада, все говорили по-разному, но в общем получалось около трёх часов. Через пару часов подъёма по тропе вдоль речки, эта самая речка стала беспокоить тем, что становилась всё меньше и меньше.

Да и про перевал какой-то упоминали, иду и думаю, что-то здесь не так. Но тропа хорошая, значит куда-нибудь точно приведёт, подбадривал я себя, уверенно топая вперёд. Со временем, речка пропала окончательно, хотя тропа выглядела также хорошо. Тут я наконец призадумался, от былой уверенности не осталось и следа. Решил поискать удобное место, посидеть кофе попить, невдалеке нашлось такое место, что-то типа полянки. Одна из таких полянок, где местные рубят и складывают дрова, потом вяжут их в вязанки, чтобы было удобно перевозить на осликах.

Сижу, пью кофе и потихоньку осознаю, что такую хорошую тропу проложили как раз эти заготовители дров и тропа эта никак не приведёт меня к водопаду. Посмотрел на время, оказалось, поднимался четыре часа, и никаких тебе водопадов, что-то явно пошло не так, стал намекать "Капитан Очевидность". Поискал более открытое место с которого стал виден весь проделанный мной путь от кишлака. Представшая передо мной картина расставила все точки над "и", открыв также и глубину моего заблуждения.

Я находился на склоне горы, пройдя её где-то на две трети, то есть, если дальше буду подниматься, взойду на вершину, что мне совсем не нужно. И вот от этой вершины, левее меня, через три кулуара, тянулся большой хребет, вплоть до кишлака. И как теперь мне стало видно, снизу от речки на этот хребет тянулась ещё одна тропа, которая как раз переваливала через хребет. Значит водопад вообще не на этой реке находится, а на той что за этим хребтом. Причём место где эта тропа начинается я помню, делал там короткий привал перед подъёмом, но тропу не заметил, так как был убеждён, что надо идти вперёд.

Теперь, у меня было два пути, спуститься вниз к тому месту где начинается тропа, либо пойти по склону, чтобы высоту не терять. Дело в том, что я уже был выше перевала, который нужно было пройти, это то меня и подвело. Подумал, пока спущусь, пока поднимусь весь день пройдёт, хотя это был разумный выбор. Я решил идти по склону и вроде даже как приметил какую-то тропинку, идущую в нужном мне направлении. Но это "вроде бы" было просто разыгравшееся воображение, уж очень не хотелось спускаться и подниматься ещё раз, никаких троп там и в помине не было.

И это было ещё не всё, в кои веки я решил отправится в поход, в шортах. Обычно так не делаю, а тут как наваждение какое-то, ещё когда решал, что одеть, подумал одену шорты и буду ходить только по тропам. А когда пошёл по склону, этот момент совершенно упустил из виду. Сперва вроде нормально было, но когда попал в заросли между скал, тропинок то не было, я исцарапался везде где мог. Ещё лазил в самое жаркое время, без тени, икры и голени обгорели, не сильно, но всё же. Помимо участков с зарослями, в некоторых местах пришлось так же вспоминать и свои скалолазные навыки.

В итоге, злой, ободранный, обгорелый я наконец добрался до перевала. В последствии узнал, что перевал, как и водопад тоже именуется Пионерский. И с какой стати они "Пионерские", даже судить не берусь. За перевалом, внизу, в нескольких десятков метрах текла река, судя по всему, на ней и должен был находится искомый водопад. Спустился к реке, опять дилемма, куда идти верх по реке или вниз, непонятно. В этот день я был просто чемпионом по принятию неверных решений. Пошёл вверх, ещё думаю, чтобы не пропустить, пойду прямо по реке, так как тропа, вроде как от речки отходила. И тут же на реке случилась ещё одно неожиданное событие.

Пробираюсь я по берегу реки, река то горная, то есть, всё не так просто, приходится прыгать с камня на камень, где проходить по берегу, где прямо по воде. Как раз попал в какое-то тёмное, тенистое место и, значит, перепрыгиваю на очередной камень и вдруг, между камней вижу, как большая змея пытается проглотить лягушку. В общем, я змей не то чтобы боюсь, но как любой нормальный человек отношусь к ним настороженно. А тут я так перепрыгнул, что приземлился в полу-метрах от змеи и к тому же выглядело это жутковато, лягушка была больше змеи, голова у змеи вся растянулась, чтобы проглотить свою жертву, которая плюс ко всему, была ещё жива.

От такой картины и от неожиданности, мне показалось, что мои обгорелые ноги инеем покрылись. Мне и раньше встречались змеи, но обычно я в высоких ботинках и плотных штанах, так себя намного уверенней чувствуешь. Здесь же в шортах и пусть в треккинговых, но всё же кроссовках, мне показалось, что я голый. Перепрыгнул сразу на другой камень подальше и стал разглядывать. Оказалось, не такая уж и большая эта змея, действительно у страха глаза велики. Но её окровавленная раздутая морда всё равно выглядела отвратительно пугающей. Осмотрев всё, и с каким-то осадком в душе, после такой встречи, отправился дальше.

Прошёл буквально несколько метров и мне открылся водопад. Подобрался ближе сел на удобный камень и довольный собой стал любоваться водопадом. Когда эйфория наконец прошла, обратил внимание на его высоту. Водопад состоял из двух секций. Сначала одно колено в три четыре метра, потом перепад с чашей и ещё одно колено, метров пять от силы. Что-то тридцать метров тут при всём желании не набирается. Да, что-то явно пошло не так, в очередной раз, остроумно заметил "Капитан Очевидность". Но мне уже было не до смеха, ко всем неприятностям ещё добавилась усталость и какая-то обречённость от осознания того, что нужный водопад сегодня я скорее всего не найду.

Посидел отдохнул, немного пришёл в себя, решил пройти ещё вверх по реке, думаю может не всё ещё потеряно. Поднялся по скалам рядом с водопадом, ещё немного прошёл по реке, далее перебрался на тропу. Тропка отрывалась от реки видимо, чтобы обойти водопад, который, кстати, с неё не видно, на это я обратил внимание уже на обратном пути. По ходу движения стал замечать, что теперь и эта речушка стала мельчать, слева на склон вели тропинки, пошёл по ним чтобы повыше подняться и посмотреть, что там впереди. Поднялся до какой лачуги с огородом, но впереди никакого водопада так и не было видно.

Слышу с другого склона кто-то кричит, смотрю мужик какой-то махает, прислушался оказалось спрашивает куда я иду. Я ему в ответ, что к водопаду. Он махнул вниз рукой и кричит, там водопад, выше нет ничего. Ну хоть какая-то информация и повернул обратно. И тут снова, в который раз за день, я умудрился выбрать самое неудачное решение, весь склон был изрезан звериными тропками. Я не стал спускаться к нормальной тропе, идущей вдоль реки, а пошёл по этим тропкам. Думаю, ниже спущусь, а пока отсюда полюбуюсь видами. Через некоторое время, склон стал круче и не заметно для себя оказался на бараньем лбе.

"Бараний лоб" это голое, каменистое, осыпающееся место в склоне где пройти или трудно, или невозможно, для человека, разумеется. Тропки, которыми был изрезан склон прокладывают проходящие по нему стада домашних животных, обычно они идут друг за другом. Для них такие места не являются непроходимыми, с их мелкими копытами, а человеку ногу поставить некуда. А шёл то я как раз по этим звериным тропкам и вышел так, что ни вперёд не могу пройти, ни вверх. Что делать? Самое удивительное, что назад тоже не получается, кое как укрепившись стал осматриваться.

Единственный путь был вниз, в общем недалеко, метров двадцать до тропы внизу, но если сорваться, то будет вполне достаточно для плачевных результатов. Но выбирать не приходилось, и я потихоньку, используя пятую точку как опору, стал спускаться вниз. На полпути додумался сбросить рюкзак, всё равно туда же лезу, правда это мало помогло, он и так был лёгкий. Пару раз сорвался немного, едва успевая за что-нибудь ухватится. Через полчаса мучений с ободранными ладонями, немного порванными шортами, вконец осатаневший я спустился к тропе. Всё это ещё усугубилось тем, что тот мужик на другом склоне, всё прекрасно видел, сидел сволочь и смотрел. Смеялся небось, мол, ну туристы, ну тупые...

В этот момент я окончательно решил, что приключений на сегодня с меня хватит и по тропе никуда не сворачивая, пошёл домой. Обратный путь неприятностей не доставил, теперь то я точно знал по какой тропе и куда идти. Попав в такие обстоятельства, люди обычно говорят, леший попутал или ещё какую нечисть поминают. Но я думаю, что и своих демонов, вполне хватает. А точнее глупость, помноженная на упрямство и неуместная самоуверенность приводит именно к таким последствиям. Но положительные результаты тоже имелись, по крайней мере, теперь я уже точно знал куда идти не надо.

Найти Гусгарфский водопад я решил в следующий раз, возможно на следующей неделе, когда залижу раны, так сказать. Но обстоятельства сложились так, что этот следующий раз случился только осенью. В чём были свои плюсы, не так жарко. Теперь, я решил пойти другим путём, как говорил второй мужик из тех, кого расспрашивал ещё в первый раз, то есть, повернуть в кишлаке налево и обойти этот хребет, с другой стороны. Когда шёл в этот раз по кишлаку, нагнал группу туристов, идущих к другому водопаду, так же находящемуся в этих краях. Туристы были бывалыми, хорошо знали куда идут, и я решил отправится с ними, заодно поподробней узнать у них как лучше пройти к Гусгарфскому водопаду.

Со знающими людьми, поход принёс только положительные впечатления. Мы благополучно дошли до водопада "Эхо", по другим источникам его название "Орлиные гнёзда". Но суть от названия не меняется, красивый водопад, приятная компания и к тому же точно узнал, как дойти до нужного мне водопада. Через неделю, уже зная наверняка, как и куда идти я без лишних блужданий наконец отыскал большой Гусгарфский водопад. Глядя на водопад, попивая кофе под шум срывающейся воды с тридцатиметровой высоты, подумалось, что такие впечатления стоили всех этих усилий. Да и все события, произошедшие в первой попытке отыскать водопад, впоследствии сам вспоминаю скорее с юмором, но больше наверно с благодарностью, за опыт которого набрался с избытком.

© Александр Машков, 2016 г.

P.S. Рассказ написан на основе похода откуда имеeтся и фотообзор:
Поход-квест "Водопад в Гусгарфе", ущелье Варзоб, горы Таджикистана.

В поисках Гусгарфского водопада - рассказ

Популярные сообщения