Поход по Оджукскому кольцу, перевалы Кичкине и Чильдухтарон, Варзоб, горы Таджикистана

Совершил одиночный поход по Оджукскому кольцу. Маршрут "Оджукское кольцо", как видно из названия, проходит по ущелью Оджук в Варзобе, Таджикистан. Чтобы совершить этот маршрут, надо пройти все ущелье Оджук до перевала Кичкине, далее, пройти по плато до перевала Чильдухтарон и через него спустится обратно в Оджук. По-хорошему этот маршрут проходится за два дня с одной ночевкой. Но я был один, особо никуда не торопился, лазил, где мог, фотографировал, поэтому мой поход занял три дня и две ночевки.

Разумеется, можно пройти маршрут и наоборот, сначала на перевал Чильдухтарон, а потом уже на Кичкине. Но, так не очень удобно, если, пойти через перевал Чильдухтарон, придется резко набирать высоту, где-то 1200 метров, что не очень удобно делать во второй половине дня, пройдя перед этим с десяток километров.

И еще засада будет с ночевкой, верней с водой, ее придется тащить снизу или, спускаться к роднику в ущелье, что тоже займет немало времени. А вот, если идти правильно, то есть, как пошёл я, то до перевала Кичкине, мы плавно набираем высоту до 2300, ночевка в удобном месте с речушкой под боком. С утра подъем на перевал Кичкине, где-то 400 метров в высоту. Проходим по плато, оно в форме чаши, то есть немного спускаемся, а потом еще раз подъем уже на перевал Чильдухтарон. Перевал проходит по вершине горы, его высота 2838, это и будет высшая точка маршрута. И уже с перевала Чильдухтарон крутой спуск в ущелье Оджук.

Длина ущелья Оджук примерно 24-25 километров, это если замерять все извилины, по которым идет тропа в ущелье, которое в конце к тому же поворачивает и имеет форму лежащей буквы "Г" или "Р". Но, если провести прямую линию, то до крайней точки будет 12 километров. Первый день похода я просто шел и особо не фотографировал, потому, что фотообзоров с ущелья Оджук уже сделал не мало, решил поберечь заряд батареи до перевалов. Да и особо ничего такого и не происходило весь день, просто шел вдоль реки. Интересно стало, когда дошел до десятого мостика, всегда думал, что мостиков девять, но вот оказалось, что ошибался.

Для наглядности сначала выложу схему моего движения по маршруту Оджукское кольцо, хотя конечно, в моем продвижении есть несколько отклонений от самого маршрута. Во-первых, по маршруту надо идти по центру плато, после Кичкине, я же пошел по краю. Во-вторых, на второй перевал я не сразу поднялся, а обошел его вокруг, я искал место для стоянки, воду.

Итак, как я уже упомянул, начну с десятого мостика, его самого нету, недавно был сель, и мостики вверху ущелья смыло. Когда я шел, как раз восстанавливали восьмой мостик. До этого еще не добрались. Но, он есть, сейчас вместо него через реку перекинуто бревно.

После мостика ущелье делает поворот влево, впереди лежит водораздельный хребет между Варзобом и Ромитом. Это фото после поворот и можно сказать уже почти конец ущелья Оджук, осталось несколько километров. Тут начинается настоящий медвежий угол, причем не в переносном смысле. Повсюду встречаются следы и различные признаки жизнедеятельности медведя.

Сама речка Оби-джук, здесь уже больше на ручей похожа.

Пройдя последние несколько километров ущелья Оджук, уже вблизи перевала Кичкине нашел удобную полянку и разбил лагерь, самого перевала Кичкине отсюда не видно. Поэтому сделал фото в другую сторону, на водораздельный хребет между Варзобом и Ромитом, за ним уже ущелье Семиганч.

Утром, уже от моей стоянки, тропа начинает забирать вверх, ночевал я, получается, как бы в рощице с полянкой. И вот пройдя эту рощицу, подхожу к последней развилке перед перевалом. Мне налево, направо, тоже есть тропа, по которой можно пройти в ущелье реки Йос, это в Ромите.

Перед этой развилкой встретилась удобная песчаная отмель, вчера не дошел я до нее метров сто, подумал, там наверно было бы удобней лагерь поставить. Но, с другой стороны, постоянный шум реки под ухом, может и хорошо, что не дошел.

Думаю, что можно сказать отсюда и начинается река Оби-джук, на этом слиянии двух ручьев.

Я, как и говорил ранее, пошел по левому ручью, что интересно перевала так и не видно отсюда, но я знаю, он есть...

Ручей, тут наверху, движется очень замысловатыми путями.

Тропа, наконец, отрывается от ручья.

И начинается типа скальный участок, небольшой метров 100-150, где встретил интересную арчу. Такое ощущение, что у этой арчи все корни наружу.

Пройдя этот участок, становится видно седло перевала.

Видно вот с этой площадки.

Последний рывок и вот я на перевале.

Так перевал Кичкине выглядит сбоку.

Ну и вот, если идти по маршруту "Оджукское кольцо", то следует идти прямо, по центру этого плато.

Но, я пошел налево, чтобы пройти по краю и по-фотографировать, это фото откуда я пришел.

Само плато не очень впечатляет, кто-то говорил мне, что тут типа красиво, мдаа.. Ничего красивого, лично мной, здесь не обнаружилось. Зато, пройдя чуть выше, натолкнулся на какую-то "колдунскую" полянку, всю поросшую колючками, с какими-то странными пепелищами и кучками камней.

Дошел до края плато, тут показалась тропа, по которой тоже можно суда подняться из Оджука, прямо по отрогу. Я, конечно, знал, верней предполагал наличие этой тропы, но суть была в том, чтобы пройти весь Оджук, от начала до конца.

Направо стал, виден перевал Чильдухтарон, еще плато, по которому мы гуляли в этом походе: "Поход-переход из Такоба в Оджук, ущелье Варзоб, горы Таджикистана".

Слева от меня вот такая горка, на которую я, конечно же, забрался, это как бы край или может угол плато.

Поднявшись, по-фотографировал в разные стороны, первое фото в сторону Ромита.

Это фото с видом на ущелье Оджук. Тут его видно полностью, за исключением той части, что за моей спиной. Напрямую до дороги, наверно километров десять, но это напрямую, а так кружить и кружить.

В сторону нашего дальнейшего пути, кстати, если приглядеться, вдалеке видно и хребет, по которому я ходил в этом походе: поход-переход из Бегара в Оджук.

На этом фото как раз весь наш предполагаемый путь, значит идем по этой гряде, как раз до последней горки, это горка и есть перевал Чильдухтарон.

Это фото, откуда я пришел, ущелье видно, но подъем к перевалу, да и сам перевал не виден.

Прошел часть пути, перевал все ближе, уже становится видно ущелье Такоб.

Слева от меня ущелье Оджук.

Справа плато, оказалось, тут стоит палатка и стадо. Где стоит палатка, видно как из ручьев собирается река Чуракдара, это приток реки Такоб.

Наконец все горки преодолены.

Осталось забраться на перевал Чильдухтарон, он перед нами. Здесь видно, почему перевал проходит по вершине горы, по-другому просто не пройти.

Это последняя впадина перед перевалом и тут я как бы снова возвращаюсь на правильный маршрут. Видно, что весь склон изрезан тропинками, это как раз, если пойти по центру плато, потом по склону и выходишь к этой впадине.

Чуть поднялся, чтобы стал, виден наш пройденный путь. Видна крайняя горка, откуда я начал путь по этой гряде, кстати, ее высота, как и высота перевала Чильдухтарон - 2838 метров над уровнем моря.

Я не стал подниматься сразу на перевал, а пошёл в обход. Для того чтобы осмотреть все подходы к перевалу и заодно найти воду и место для ночлега, так как, уже становилось очевидно, что спустится в Оджук и дойти до дороги в приемлемое время, я просто не успеваю. Начал обходить справа перевал Чильдухтарон, ущелье Такоб здесь открывается во всей красе.

Вышел на другую сторону.

Тут по ребру поднялся чуть выше, искал место, чтобы спустится вниз к роднику.

Выглядит спуск не очень обнадёживающим.

Так и оказалось, в связи с тем, что спуск был трудным, фотоаппарат убрал и стал спускаться. Пролазил я пару часов, неправильно выбрал направление, сверху не очень понятно было, как лучше спуститься. Пока лазил по скалам, дошёл до обрыва, на другой стороне увидел пещеру. Очень хотелось разведать, что это за пещера, но спустился по этому краю, значительно ниже её. Соответственно, чтобы её осмотреть пришлось бы подниматься, а пока я добрался до родника, уже стало темнеть... Так что не судьба, ну может в другой раз получится.

Пока напился воды и набрал с собой, солнце уже село. Пока поднялся на следующее ребро, совсем стемнело.

Вторая ночь, в гордом одиночестве, очень необычные ощущения. Размышляя на эту тему, осознал, что никогда ещё не был так долго в горах один. Интересный опыт, с уверенностью могу сказать, что положительный, более подробно надо бы описать, но это со временем...

Выбрался из палатки и пофоткал вокруг и осмотрелся, где я таки оказался.

Перевал то я обошёл вокруг и на нём самом не побывал, поэтому сложил все вещи в палатку и налегке отправился на перевал Чильдухтарон, он как раз на вершине этой горы.

Как я писал выше, перевал приходит по вершине горы, теперь покажу, почему так случилось. Сначала два фото - с разных сторон тропы, что ведёт на перевал, слева и справа, соответственно.

И пройти между этими обрывами, можно только по вот этому узкому перешейку.

После этого перешейка, ещё метров 50 подъёма и мы на перевале. Тут я стою на самой вершине, и видно как тропа немного эту вершину огибает, метров пять-десять от меня, и идёт на спуск. И отсюда же виден весь путь, пройденный мною вчера, за исключением последнего подъёма на сам перевал.

По-фотокал с вершины по кругу

Спускаясь обратно, сделал фото ущелья, куда вчера спускался за водой. И пару фоток со спуска.

Спустившись, собрал вещи и по боковым тропам пошёл к основной тропе с перевала Чильдухтарон.

Вот и эта тропа.

Тропа приводит нас к следующему ребру.

Здесь я снова сошёл с основной тропы, она обходить этот небольшой горбик и уходит вниз в ущелье, на фото как раз это видно.

Я не стал обходить, а прямо по ребру дошёл до края.

Попасть хотел вот сюда, это как раз место докуда мы дошли в марте этого года, "в этом походе". Дальше, в тот раз, нас не пустил снег, в марте он просто не успел растаять.

По идее мне нужно спуститься в это ущелье.

Но уж больно захотелось снова пройтись по хребту, где были в марте.

Дошёл досюда, на фото как раз видны боковые тропы, по этим тропам снова пошёл к основной тропе, которая тянется с перевала Чильдухтарон.

Вот я уже на этой тропе, на фото видно, как она, обходя вершину, идёт сюда.

Фото того ребра откуда я сейчас пришёл.

Это крайнее фото, перевала Чильдухтарон в этом фотообзоре, он - это горка посередине, ещё ниже его вообще не будет видно.

Дальше я уже особо не фотографировал, во-первых, устал, во-вторых, ниже уже было не так интересно, за исключением нескольких моментов. Например, спускаюсь такой по горе и тут неожиданно оказываюсь в глухом лесу :)

Внизу в ущелье, снова встретился старый знакомый - "кривой" водопад, в этот раз воды мало, осень...

Крайнее фото из этого фотообзора, с перевальчика около Харангонской развилки, в сторону верховьев Оджука.

P.S. На основе этого похода написан рассказ: "Одиночный поход по Оджукскому кольцу"