"Познай самого себя" древнее и уже порядком избитое античное изречение, но, на мой взгляд, всё так, же актуальное, и всё так, же малопонятное. Что значит "познай самого себя?" В целом каждый может сказать, что он то себя прекрасно знает, что тут ещё познавать. Но таки я думаю надпись на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах не о том. Познать себя не как отдельную личность, а как сущность в целом вот я думаю действительно серьёзная задача. Ведь кто мы на самом деле, зачем живём, почему живём, почему именно так, а не иначе. Опять же, в чём, собственно, смысл нашей жизни? На большинство этих вопросов нет однозначных ответов, есть субъективные мнения. Каждый сам для себя решает эти вопросы, либо не решает, и живёт в соответствии с ответами, либо в их отсутствии.
На один из вариантов ответа на эти вопросы меня натолкнула цитата Шридхара Госвами, хотя речь там идёт о Бхагавадгите, но она послужила неким катализатором к довольно пространным рассуждениям. Не буду приводить всю цитату, она всё-таки немного о другом, а приведу, так сказать, цитату из цитаты - "Неужели нет непредвзятого видения реальности? Нет, даже Творец толкует свое творение Субъективно. А наше видение реальности зависит от нашего отношения к ней — как потребителей, безучастных созерцателей или покорных слуг. Но если существуют относительные истины, должна существовать и абсолютная — видение реальности с точки зрения ее самой". Вот именно это и заставило меня задуматься, например, в контексте изречения - познай самого себя и сделать не с точки зрения своей личности, а в целом, то есть человека вообще.
Если обратится к словам некогда высказанными Блезом Паскалем, не ручаюсь за точность, но, в общем, он рассуждал так: "Человек соотносит себя со своим телом, считая, что оно и есть я. Но если, человеку отрезать палец, он всё равно останется собой. Даже если всю руку или руки. Глаза, ноги, в общем, отрезать всё и этот жалкий обрубок всё равно будет сознавать себя как - я". То есть, получается, наше я существует, пока есть некое осознание самого себя, не привязанное к объекту. Там он и высказывает такую мысль, что наше сознание всегда субъект, который познаёт разные объекты и своё тело в том числе, отдельно от себя. Из этого выходит то, что я-жизнь-сознание некая точка, из которой мы созерцаем окружающую нас бесконечность, как наружу, так и бесконечность внутрь.
Что это за бесконечность - пустота или энергия, в общем, не суть важно, потому что даже вакуум не так пуст, любой физик вам пояснит, что в вакууме постоянно появляются и аннигилируют (самоуничтожаются) элементарные частицы. Важно то, что если не будет эффекта отражения, то есть каких-либо объектов, это точка я-жизнь-сознание не сможет себя осознать и удержаться в самой себе, её как бы размажет по этой бесконечности. Верней не смогла бы, но она смогла - эволюция, вот ответ, наше осознание создало окружающие её объекты, чтобы осознать себя, увидеть в отражении. Все эти миллиарды лет эволюции, что только миг для вечности, нужны были сознанию для осознания самого себя. Это, разумеется, всего лишь моё мнение, и мне думается, эта наша точка я-жизнь-сознание создало всё вокруг себя от мельчайшей элементарной частицы до скопления галактик и чёрных дыр. От табуретки до атомной бомбы, от простейшего алфавита до доступных пониманию лишь единицам сложных теорий и концепций. Конечно, мы не создаём мир заново, едва родившись, наши родители и окружение учит нас тому, что уже есть, таким образом, мы добавляем своё осознание и энергию к уже существующему.
Это как некий скафандр в бесконечности. Индусы его называли майя - великая иллюзия, у Кастанеды говорится о пузыре восприятия, можно найти ещё много подобных аналогий. Мы не воспринимаем реальность такой, какая она есть, то есть бесконечная пустота, в которой мы всё создаем своим восприятием, буквально творим мир. Но в силу уже ограниченного восприятия, полученного от окружения, мы цепляемся за эту ограниченность и считаем её собой, это тело, эту личность и отдельный от этой личности мир и всю тьму вещей в мире, как говорили даосы. То есть объекты, по сути, просто отражающие наше сознание. И как же преодолеть эту ограниченность, если нет возможности выйти за неё, а этой возможности практически нет, для обычных людей. Тут, конечно, можно упомянуть о нирване, самадхи, просветлении или о пути толтекских магов, но такие пути не очень доступны обычным людям. Перспектива потратить десятилетия сложной, требующей упорного труда практики с неопределённым шансом на успех, удел немногих. Что бы там не говорили восторженные эзотерики и новомодные гуру.
Казалось бы, тупик, но мне кажется не совсем, наконец, я добрался до того, что хотел сказать. Не скрою, некоторые мысли приведённые в этой статье возникли во время посещения мероприятия описанного мною в прошлом фотообзоре. В двух словах, это была выставка молодых художниц и музыкальной импровизации на джем-сейшене. Казалось бы, какая тут связь, да просто я смотрел на всё это слегка необузданное творчество и подумал, что вот именно творчество и есть наше естество, наша сущность и смысл. Я имею в виду в широком смысле, не обязательно рисовать или петь, творчески можно подойти к любому процессу и явлению. И, таким образом, преодолеть рамки наложенные ограниченностью.
Мысль, в общем, такая, если взять за отправную точку, те рассуждения что я привёл выше. В смысле познать-осознать себя как некое творческое начало всего вокруг и внутри себя. И отсюда продолжить творить дальше, то есть относиться ко всему творчески и с любовью, что должно быть по определению, невозможно творить не любя. Творить абсолютно всё, что получается - свою жизнь, отношения, пространство вокруг себя, дело, чем занимаешься в этой жизни. Делать не под гнётом обстоятельств, а по собственной воле, для начала, хотя бы представить, что это так. Со временем, я думаю, получиться, последовать древнему изречению и "Познать самого себя" как творческое начало. И это познание, возможно, совершено изменит нашу жизнь и самих себя, позволит, наконец, вздохнуть свободно бесконечной творческой энергии бытия. Ощущая счастье и радость от простого осознания себя и всего вокруг, продолжая жить и творить.
На один из вариантов ответа на эти вопросы меня натолкнула цитата Шридхара Госвами, хотя речь там идёт о Бхагавадгите, но она послужила неким катализатором к довольно пространным рассуждениям. Не буду приводить всю цитату, она всё-таки немного о другом, а приведу, так сказать, цитату из цитаты - "Неужели нет непредвзятого видения реальности? Нет, даже Творец толкует свое творение Субъективно. А наше видение реальности зависит от нашего отношения к ней — как потребителей, безучастных созерцателей или покорных слуг. Но если существуют относительные истины, должна существовать и абсолютная — видение реальности с точки зрения ее самой". Вот именно это и заставило меня задуматься, например, в контексте изречения - познай самого себя и сделать не с точки зрения своей личности, а в целом, то есть человека вообще.
Если обратится к словам некогда высказанными Блезом Паскалем, не ручаюсь за точность, но, в общем, он рассуждал так: "Человек соотносит себя со своим телом, считая, что оно и есть я. Но если, человеку отрезать палец, он всё равно останется собой. Даже если всю руку или руки. Глаза, ноги, в общем, отрезать всё и этот жалкий обрубок всё равно будет сознавать себя как - я". То есть, получается, наше я существует, пока есть некое осознание самого себя, не привязанное к объекту. Там он и высказывает такую мысль, что наше сознание всегда субъект, который познаёт разные объекты и своё тело в том числе, отдельно от себя. Из этого выходит то, что я-жизнь-сознание некая точка, из которой мы созерцаем окружающую нас бесконечность, как наружу, так и бесконечность внутрь.
Что это за бесконечность - пустота или энергия, в общем, не суть важно, потому что даже вакуум не так пуст, любой физик вам пояснит, что в вакууме постоянно появляются и аннигилируют (самоуничтожаются) элементарные частицы. Важно то, что если не будет эффекта отражения, то есть каких-либо объектов, это точка я-жизнь-сознание не сможет себя осознать и удержаться в самой себе, её как бы размажет по этой бесконечности. Верней не смогла бы, но она смогла - эволюция, вот ответ, наше осознание создало окружающие её объекты, чтобы осознать себя, увидеть в отражении. Все эти миллиарды лет эволюции, что только миг для вечности, нужны были сознанию для осознания самого себя. Это, разумеется, всего лишь моё мнение, и мне думается, эта наша точка я-жизнь-сознание создало всё вокруг себя от мельчайшей элементарной частицы до скопления галактик и чёрных дыр. От табуретки до атомной бомбы, от простейшего алфавита до доступных пониманию лишь единицам сложных теорий и концепций. Конечно, мы не создаём мир заново, едва родившись, наши родители и окружение учит нас тому, что уже есть, таким образом, мы добавляем своё осознание и энергию к уже существующему.
Это как некий скафандр в бесконечности. Индусы его называли майя - великая иллюзия, у Кастанеды говорится о пузыре восприятия, можно найти ещё много подобных аналогий. Мы не воспринимаем реальность такой, какая она есть, то есть бесконечная пустота, в которой мы всё создаем своим восприятием, буквально творим мир. Но в силу уже ограниченного восприятия, полученного от окружения, мы цепляемся за эту ограниченность и считаем её собой, это тело, эту личность и отдельный от этой личности мир и всю тьму вещей в мире, как говорили даосы. То есть объекты, по сути, просто отражающие наше сознание. И как же преодолеть эту ограниченность, если нет возможности выйти за неё, а этой возможности практически нет, для обычных людей. Тут, конечно, можно упомянуть о нирване, самадхи, просветлении или о пути толтекских магов, но такие пути не очень доступны обычным людям. Перспектива потратить десятилетия сложной, требующей упорного труда практики с неопределённым шансом на успех, удел немногих. Что бы там не говорили восторженные эзотерики и новомодные гуру.
Казалось бы, тупик, но мне кажется не совсем, наконец, я добрался до того, что хотел сказать. Не скрою, некоторые мысли приведённые в этой статье возникли во время посещения мероприятия описанного мною в прошлом фотообзоре. В двух словах, это была выставка молодых художниц и музыкальной импровизации на джем-сейшене. Казалось бы, какая тут связь, да просто я смотрел на всё это слегка необузданное творчество и подумал, что вот именно творчество и есть наше естество, наша сущность и смысл. Я имею в виду в широком смысле, не обязательно рисовать или петь, творчески можно подойти к любому процессу и явлению. И, таким образом, преодолеть рамки наложенные ограниченностью.
Мысль, в общем, такая, если взять за отправную точку, те рассуждения что я привёл выше. В смысле познать-осознать себя как некое творческое начало всего вокруг и внутри себя. И отсюда продолжить творить дальше, то есть относиться ко всему творчески и с любовью, что должно быть по определению, невозможно творить не любя. Творить абсолютно всё, что получается - свою жизнь, отношения, пространство вокруг себя, дело, чем занимаешься в этой жизни. Делать не под гнётом обстоятельств, а по собственной воле, для начала, хотя бы представить, что это так. Со временем, я думаю, получиться, последовать древнему изречению и "Познать самого себя" как творческое начало. И это познание, возможно, совершено изменит нашу жизнь и самих себя, позволит, наконец, вздохнуть свободно бесконечной творческой энергии бытия. Ощущая счастье и радость от простого осознания себя и всего вокруг, продолжая жить и творить.