Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

В Фанских горах Таджикистана, в окрестностях озера Искандеркуль, есть река Арг, соответственно, так же именуется и ущелье. Река Арг приток реки Сарытаг, это одна из рек питающих озеро Искандеркуль. Нас интересовала именно река Арг, на некоторых картах, она именуется АрХ, но мне привычней АрГ. Мы на машине с турбазы "Искандеркуль" доехали до развилки и дальше пошли пешком. От начала ущелья, это место где река Арг впадает в Сарытаг, до места, интересующего нас, около четырёх километров.

Теперь, по-подробней об этом месте, нас интересует так называемая "Поляна силы", она и стала целью нашего похода. Да, с большой буквы, щёрт возьми. Мы решили не упустить случай и проникнуться, так сказать, чтобы силы наши сильные стали. В районе этой поляны, сливаются три речки Хавзак, Анзак и Барс, от слияния которых и берёт своё начало река Арг.

Поляну окружают такие вершины как "Дудандон" и "Арх" с запада. "Кальцит" с севера, это ближайшая вершина, а если смотреть дальше на север, то видны пики "Энергии" и горы "Чимтарга", это которая самая высокая гора Фанских гор. С востока ближайшие вершины "Белый Барс" и "Дитя". С юга на поляну смотрит "Кырк-Шайтан". В общем, как не крути, козырное место и очень красивое к тому же.

Если подняться выше по реке Хавзак, можно попасть в место "Маслихаттепе" или "Холм совещаний". Из названия понятно, что это какое-то место для встреч и разговоров, верней холм, небольшая возвышенность посреди ущелья. Из местных легенд следует, что издревле, тут собирались аксакалы из окрестных селений для принятия каких-то важных решений касающихся всех. Там же, в районе Маслихаттепе в 60-ых гг. находился филиал альплагеря "Варзоб".

Отсюда альпинисты отправлялись покорять близлежащие вершины и перевалы, которых здесь очень много, буквально, в шаговой доступности. Альплагеря сейчас там уже нет и на сегодняшний день, то место, то есть "Маслихаттепе", которое в просторечии обычно именуют просто "Тепа", используется альпинистами-туристами как промежуточный лагерь или временная стоянка.

Карта окрестностей и схема нашего похода по ущелью реки Арг до Поляны силы.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Гора Кырк-Шайтан от развилки, докуда мы доехали на машине, у подножия горы, кишлак Сарытаг.

Первое фото ущелья реки Арг. Фото с мостика, он над рекой Сарытаг. Впереди видно слияние рек, справа это Арг, а слева река Сарытаг. В просвет, вдали виднеются пики гор "Энергии" и "Чимтарги".

Это же слияние с другой стороны, и видно мостик, откуда я снимал предыдущее фото.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Сразу за слиянием рек, большая поляна.

Пройдя эту поляну, наконец, выходим к месту, где красавец Арг проявляется во всей красе. Угол обзора слегка изменился, теперь прямо по курсу виднеется гора "Арх", а слева выглядывает пик "Дудандон".

Подойдя к реке, на излучине решили позавтракать, развели костерок. Слева по горе гнали стадо, оттуда к нам пришли алабаи, очень интеллигентные собаки, пришли явно на запах, но не подходят, а просто сели недалеко и сидят. Такой типа, а я чё - я ничё, просто сижу, рекой любуюсь.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Ещё один пёс, с другой стороны от нас, на дороге прилёг. Ну, мы, конечно, поделились едой с собачками.

В скалах красного цвета, часто встречаются дыры, их оставили китайцы. Уже в 5-6 веке они добывали здесь киноварь, которую называли "Кровь дракона". В китайской рукописи "Ши-цзы" есть упоминание о "горной стране Фан, что на западе от кыпчакских гор, в земле, которой, помимо других богатств, скрыта кровь дракона".

По всему ущелью Арг, но особенно первую половину пути, тропа идёт сквозь берёзовые рощица которые растут вдоль реки, среди берёз нередко встречается и арча.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Иногда тропка выбегает на полянки повыше, где арча начинает преобладать, вперемешку с огромными валунами. Кстати об арче, если вдруг кто не знает. Арча, которая нам тут повсюду встречается, не одна и та же. Везде в Таджикистане, в окрестностях озера Искандеркуль и в частотности в ущелье реки Арг, можно встретить три вида арчи: Сиё-арча (чёрная арча) с оранжево-красной, золотистой корой и пирамидальной кроной, которая может достигать 30 метров в высоту; Саур-арча (полушаровидная арча) с шаровидной кроной, которая растет до 25 метров; и, наконец, Урюк-арча (туркестанская арча) у неё коричнево-серая кора, именно этот вид арчи наиболее распространен, он удивляет своей живучестью и пластичностью, произрастая везде, где возможно, даже на очень крутых склонах, где может стелиться как кустарник, но может вырасти и в высокое дерево.

На одной из излучин реки повалилась крупная берёза, и получился такой импровизированный мостик. Мы им воспользовались на обратном пути. Раньше где-то здесь, был и рукотворный мостик, но его видимо смыло.

Вначале ущелье очень широкое.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Постепенно ущелье сжимается, и тропа теперь идёт, то по сыпухам, то по небольшим полянкам между ними.

На одной из таких полянок встретилась колоритная хижина, прилепленная к большому камню. Сразу родился бизнес-план: Надо одеться как-нибудь аутентично, сесть на камушке в позу лотоса. Рядом поставить плакат, желательно на английском (с них побольше можно содрать) с надписью "Ашрам Фанского Гуру благословит ваш дальнейший путь (цена договорная)". Снизу приписка, "А кто пройдёт не благословясь - наведу порчу на ботинки и сглаз на рюкзак, будет тяжелей на 50 кг" ... :)

От камня с хижиной мои спутники пошли дальше по тропе, а я решил подняться по склону.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Хотел дойти до снежника, который виден дальше на фото и визуально был недалеко. Слева, снежник, который поближе показался мне жидковатым, чтобы идти к нему.

Подъём от хижины переходит в небольшое плато, на карте обозначенное как урочище Тогайписта. Предыдущее фото было с южного края плато, это же с северного края.

Тут встретились интересные объекты. Например, высохшая арча, похожа на вилы дьявола из фильма "Роман с камнем". И, кстати, теперь, понятно, почему этот вид арчи называется Сиё-арча (чёрная арча). Может в неё молния ударила, и она обгорела, непонятно, в общем.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Ещё приглянулась маленькая уютная рощица с ручейком, которая притулилась к склону между двумя языками сыпух со снегом.

Вот и ручей, благодаря которому и появилась рощица. Ручей, питающий реку Арг, идёт как раз от снежника мимо рощи.

Снежник, потрогал действительно снег, а то мог быть лёд. Скорее всего, это лавина недавно сошедшая, ещё не успела растаять.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Надо засвидетельствовать, что я именно дошёл, а не снял с приближением. :)

Стал спускаться с плато к тропе, и открылась удивительная долинка-ложбинка с двумя большими ровными полями. Прикрыта эта долина со всех сторон горами, очень уютно и красиво...

Пройдя долину, подхожу к реке, через неё перекинут мостик. Мостик сделан из подручных материалов, берёзовые стволы пересыпанные камнем, очень колоритный мостик. Несмотря на кажущуюся простоту, очень надёжен, я слегка попрыгал на нём для проверки, хороший мостик.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Сразу от реки тропа поднимается верх и через некоторое время приводит к арчёвнику, где арча перемешана с крупными валунами. Тропа поэтому арчёвнику идёт довольно долго, постепенно арча редеет, но в конце при подходе к поляне снова начинает расти густо.

Вот и цель нашего похода "Поляна силы". Это вид поляны сверху, от пещеры, о которой расскажу ниже.

Выглядит всё просто и обычно. Так то я думал, тут райские кущи будут или шабаш ведьм, на крайний случай... На самом деле, если, что и есть, обычным зрением это не увидеть и никак не почувствовать, так мне сказали. Что ж, поверим на слово, а куда деваться, если не видать же ничего. Это фото поляны в южную сторону, с видом на Кырк-Шайтан.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Правее немного, виден большой валун, что лежит на поляне, вершина это отрог, идущий от Дудандона.

Фото с центра в сторону горы Арх.

Здесь уже с видом на гору Кальцит.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Если дойти до края поляны и посмотреть направо, то становится видно ущелье реки Анзак, чуть выше, буквально несколько десятков метров в неё вливается река Барс. Сейчас река Барс, скрыта от нас этим выступом справа. Слившись, Барс и Анзак, уже здесь впадают в Хавзак и образуют реку Арг. То есть, мы прошли вдоль всей реки Арг, от начала до конца. А нет, от конца до начала, будет верней.

Интересности, встречающиеся на этой "Поляне силы". Например, деревья, очень необычные, вот берёза, все стволы - это одно дерево.

И тут много таких, но все снимать не стал.

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Ещё заинтересовала пещера, что виднеется на восточном склоне, с поляны не снял, потому что оттуда она едва заметна. Но поднявшись к ней, понял, что проём пещеры достаточно большой, на фуре можно въехать.

Так как, скала, в которой находится пещера, имеет красноватый оттенок, рискну предположить, что её прорубили вездесущие китайцы. Хотя по роднику внутри пещеры, можно предположит и естественный обвал породы. Пещера не глубока, просто каменный мешок, есть родник, и расщелина сужается и уходит вглубь скалы.

И наконец, самое интересное, это открывающийся вид из этой пещеры. Вид на "Поляну силы".

Поход в ущелье Арг, окрестности Искандеркуля, Фанские горы, Таджикистан

Вид с птицами на гору "Арх". И тут непонятно кто кого напугал, они как оказалось, гнездятся в пещере, под потолком. Я пока по ней шарахался они тихо сидели. Когда же я тоже притих, сижу такой видами любуюсь. Тут они как вылетят из гнезда, да ещё с таким шумом, меня чуть удар не хватил от неожиданности.

На "Поляне Силы" среди этих перекрученных, многоствольных берёз мы развели костерок, пообедали, отдохнули и двинулись в обратную сторону. Хотелось бы добавить, ко всему вышеописанному, что фотографии не передадут всех запахов, звуков, ощущений, чистого вкусного воздуха и ослепительной живой красоты Фанских гор. Здесь, действительно, просто хорошо быть. Если у Вас есть возможность, обязательно посетите Фанские горы в Таджикистане.

P.S. На основе этого похода написан рассказ: "Пещера горного духа"