Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Решили сходить из ущелья Бегар в ущелье Оджук и побродить по верху разделяющего их хребта. В этом походе набрели в ущелье Бегар на заброшенные штольни. Эти заброшенные штольни, в которых раньше добывали флюорит, мне показались интересны сами по себе, поэтому решил посвятить им отдельный фотообзор. Старые штольни в Варзобском ущелье мне уже встречались. Не далее как в этом году, я делал фотообзор такого похода, если кому интересно, то его можно "посмотреть здесь".

Где точно находятся эти штольни, не знаю правильно ли писать об этом, так как все подходы туда идут через частные владения. Мы прошли по двору знакомого нам человека. Другим же, кто решит туда отправиться, придётся самим искать проход. Ну, если только, стучатся, просить чтобы пропустили. Или как вариант, обойти, наверно есть какой-то путь, но я его не знаю.

К штольням идёт старая грунтовая дорога, которая практически вся разрушена. Судя по состоянию дороги, скорей всего эти штольни тоже закрыли где-то в пятидесятых годах прошлого века. Ну, давайте обо всём по порядку...

Пройдя через дворы, мы поднялись по этому кулуару, снизу казалось, что это ущелье какое-то начинается.

Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Но поднявшись выше, становится очевидным, что это просто склон.

Постепенно поднимаясь, выходим к старой грунтовке, теперь она напоминает просто тропу.

Но зато нам эта тропа как раз по пути, она идёт вверх и удобная к тому же.

Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Повыше становится, виден двор, через который мы прошли, кстати, только на фото заметил, что эта старая грунтовка, кажется, начинается в его же дворе, за домом видно, как какая-то грунтовка уходит вверх за дом. Скорее всего, это та же дорога, что и та на которой я стою, просто идёт в обход, чтобы угол был более плавным.

В другую сторону открывается вид на кишлак Бегар, реку Варзоб и Варзобскую трассу.

Далее, не происходило ничего интересного, мы просто шли по старой грунтовой дороге до заброшенных штольн, где раньше добывали флюорит. Просто выложу фото этой дороги. Как я и упоминал, это уже, в общем-то, и не дорога, а тропа, местами поросшая, местами порушенная.

Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Наконец, за очередным изгибом дороги...

Открывается небольшой уступ, где встречается первая штольня.

Вход, как видите, перекрывает куст ежевики.

Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Но, если честно, это не совсем штольня, а скорее пробный вариант, видимо начали пробивать и что-то пошло не так или может качество добываемого флюорита не устроило. В глубину этот пробник всего лишь несколько метров.

И с виду кажется, что там разветвления, но нет, просто небольшие ниши.

Прокопчённый потолок, возможно, осталось от времен, когда пробивали шахту, а может просто от костров случайных путников. Хотя, последнее вряд ли, слишком близко к большой дороге и к селению, чтобы здесь останавливаться, лучше уже добраться до более комфортабельных мест.

Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Пару кадров выхода, как видите вход небольшой, но внутри штольни расширяется и в высоту и в ширину. Ну а нам пора к свету и продолжить наш путь...

Следуем дальше по дороге.

Через каких-то 50-100 метров, мы подходим к такому месту.

Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Всё сплошь заросло ежевикой и о штольне говорит только отвал внизу.

Подходим ближе, и становится, виден вход в заброшенную флюоритовую штольню.

Вот и вход в штольню. Видно, что её законсервировали по всем правилам, то есть, заложили вход. Но местные умельцы всё разломали, дело в том, что в штольне скапливается родниковая вода. Они разломали стену и проложили трубы. Хитро, ничего не скажешь, но правильней было бы всё-таки еще, и закрыть как-нибудь эту штольню. Например, поставить какую-нибудь перегородку с дверью, на всякий случай.

Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Стенки у входа поросли какой-то разновидностью папоротника, выглядит очень колоритно, заманчиво... Как будто таинственная пещера с сокровищами :)

Изнутри всё это даже по-круче выглядит. Кстати, здесь тоже вход меньше, чем сама штольня.

Ну что же, отправляемся внутрь. Вообще-то я не сторонник глупого риска, но тут свод выглядел надёжным, а вода чистой, поэтому решил пройти внутрь насколько получится. Сперва пошёл в брюках, просто их подвернул, но дальше глубже, пришлось вернуться снять брюки. Так и пошёл в кепке, трусах и с фотоаппаратом, хорошо, что там никого не встретишь :)

Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Через десяток метров растительность на стенах попадает и становится просто безмолвным коридором, уходящим вглубь горы, только звуки капель, срывающихся с потолка и всплески, от моих шагов нарушают могильную тишину штольни.

Через метров пятьдесят в стенах становятся видны какие-то железки, уж не знаю, для чего они предназначены и становится заметно глубже.

Ещё дальше с потолка капает сильней, то есть уже не просто капает, а прямо как дождь.

Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Этот дождь я ещё терпел, но чем дальше, тем становилось глубже, и когда вода стала достигать, так скажем, чувствительных мест... В общем, тут я дрогнул и пошёл назад, потому что, сколько там до конца штольни не видно и даже не ощущалось, что конец близок.

Я так думаю, чтобы полностью исследовать штольню, лучше двигаться на надувной лодке, хотя с другой стороны вряд ли там будет что-то интересное, просто штольня закончится и всё...
Далее, я потихоньку выбрался из шахты, оделся, пошёл дальше, обернулся через пару метров, а шахты как будто и не было.

Поход к штольне в ущелье Бегар, Варзоб, горы Таджикистана

Вот ущелье где затерялись эти заброшенные флюоритовые штольни.

А наш путь лежит дальше к водопаду, что виден на фото, там, рядом идёт тропа, следуя которой можно взобраться на хребет. Но это уже, как говорится другая история или в моём случае это будет другой фотообзор.

Продолжение похода можно посмотреть "по этой ссылке".